<<< назад

Амедео Модильяни

Амедео Модильяни (итал. Amedeo Clemente Modigliani; 12 июля 1884, Ливорно — 24 января 1920, Париж) — итальянский художник и скульптор, который не был признан при жизни.
Особенности творчества художника Амедео Модильяни: виртуозное сочетание линии и объема; «скульптурные» тела и лица; ню, сочетающие чувственность, эротизм и некоторую отрешенность, дистанцию; плоские лица; закрашенные, без зрачков глаза моделей; двухмерное изображение; удлиненные головы персонажей, длинные шеи. Пытаясь хоть как-то классифицировать творчество художника Амедео Модильяни, специалисты относят его произведения к экспрессионизму. Но, справедливости ради, это довольно натянутое утверждение. Модильяни — это… Модильяни. А его образ жизни был слишком шокирующим даже для всякое повидавшего района Монпарнаса…

Моди (от фр. maudit — проклятый) — так его называли. Казалось, над ним и правда проклятье лежит. Амадео Модильяни даже на фоне богемного образа жизни, который вели французские художники в начале века, выделялся. Он был слишком: слишком нищий даже для перебивающих с хлеба на абсент собратьев по кисти, слишком пьющий даже для далеких от трезвости, слишком скандальный и буйный даже для нарушителей правил и попирателей ценностей, слишком беспутный — даже для пишущих проституток художников! Модильяни страстно желал успеха, который пришел к нему лишь после смерти. Это сегодня его картины бьют все рекорды на аукционах. А тогда — изысканный, неприкаянный и совершенно не приспособленный к жизни художник погубил свою жизнь и увлек за собой в могилу ту, что любила его. Трагическая судьба Модильяни оставляет горькое послевкусие.





Амедео Модильяни был четвертым, самым красивым и самым любимым ребенком Фламинио Модильяни и Евгении Гарсен. Благополучное еврейское семейство проживало в итальянском городке Ливорно близ Тосканы. Правда, к его рождению благополучной семья быть перестала: когда Евгения со схватками лежала в постели, чиновники явились описывать имущество обанкротившегося Фламинио. Всё самое ценное поспешно свалили на кровать роженицы, неприкосновенную по итальянским законам. Не очень-то дружелюбно мир встретил будущего художника.

Мальчик рос хрупким и болезненным. Мать в нем души не чаяла. А отец… Отец оказался слаб, и не сумел взять себя в руки и с новыми силами приняться за дело. Детей на ноги поставила сама Евгения — да-да, в те времена, когда женщине очень непросто было зарабатывать деньги, Евгении Гарсен это удалось. Она открыла частную школу, которая вскоре стала очень популярна. До конца жизни Модильяни с большим трепетом говорил о матери. А об отце — почти никогда не упоминал. Роль главного мужчины в его детстве выпала на долю деда по материнской линии. Он и привил мальчику любовь к искусству.

У маленького Амедео — плеврит, затем брюшной тиф. По легенде, в горячечном бреду он без конца говорил об увиденных в музеях картинах и твердил, что хочет рисовать. Впрочем, по другим данным, рисованием он начал заниматься еще раньше, не в столь драматических обстоятельствах. Как бы то ни было, четырнадцати лет, оставив школу, он пошел учиться в художественную студию Гульельмо Микели. Туберкулез впервые дал о себе знать, когда Амадео исполнилось 16 лет. Чтобы поправить его здоровье, мать увезла мальчика на зиму на юг. Рим, Неаполь, Капри — Модильяни делал наброски, писал и ухлестывал за девушками. Вернувшись, Модильяни подался во Флоренцию, где поступил в Свободную школу живописи обнаженной натуры, оттуда — в Венецианский Институт изящных искусств вслед за своим другом Оскаром Гилья. И, похоже, именно в Венеции Модильяни впервые попробовал наркотики.

Всю жизнь он тосковал по родной Италии, собирался в нее вернуться и начать новую жизнь. И возвращался пару раз, но остаться не смог: Париж манил снова и снова. Впервые в Париж Модильяни приехал в 1906 году. Поначалу жил в дорогом отеле и ходил по музеям. Живописи учился в Академии Коларосси. А параллельно перезнакомился с художественным бомондом. Вскоре съехал из дорогого отеля в дешевую квартирку и… пустился во все тяжкие. Модильяни с Утриллло были едва ли не самыми скандальными буянами и алкоголиками Монпарнаса.

В 1909 году, познакомившись со скульптором Константином Бранкузи, Модильяни увлекся ваянием. Скульптуре он посвятит около пяти лет. Это были очень тяжелые годы жизни. Занятия скульптурой требовали больше вложений, чем живопись. Да и здоровье нужно было покрепче, чем у истощенного беспутным образом жизни и болезненного художника. Но это увлечение существенно повлияло на живопись Модильяни и позволило сформировать собственный стиль. Его картины созданы под взглядом в первую очередь ваятеля, и лишь потом — художника. Отсюда особая осязаемость, скульптурность тел, плоские лица, длинные носы, изогнутые шеи. Он словно ваял кистью. Модильяни написал портреты многих знаменитых современников: Пикассо, Сутина, Липшица и других.



Часто ему приходилось расплачиваться своими работами за еду и выпивку, и трактирщики при этом считали, что кормят его даром, потому что кому эти странные рисунки и картины нужны… Успеха при жизни он не дождался, но были коллекционеры, которые чувствовали, что он создает нечто особенное. Среди его меценатов — Поль Александр, Поль Гийом, Леопольд Зборовский. Зборовскому даже удалось в декабре 1917 года в галерее Берты Вейль организовать выставку Модильяни. Продлилась она часа два, после чего полиция потребовала снять картины и закрыть выставку по причине ее непристойности.

Женщины были от него без ума. Натурщицы с огромным удовольствием соскальзывали с подиума для позирования в постель художника. В русскоязычном пространстве фамилия Модильяни тесно связана с Анной Ахматовой — впервые они встретились в знаменитом любимом художниками парижском кафе «Ротонда» в мае 1910 года. Ахматова с Гумилевым приехали в свадебное путешествие. По настоянию Гумилева Париж молодожены покинули стремительно… Но в следующем году Ахматова вернулась сама, и два месяца они с Модильяни провели в регулярных встречах.





Первая длительная и очень драматическая связь Модильяни — отношения с Беатрис Хестингс. Умная, хлесткая поэтесса Беатрис оказалась под стать своему строптивому любовнику. Нередко их видели танцующими обнаженными на Монпарнасе. Беатрис отличалась неуемным сексуальным темпераментом. Их отношения были подобны военным, объединяла их испепеляющая страсть, она же и отталкивала друг от друга. По многочисленным свидетельствам, скандалили они безобразно, и рукоприкладство в паре было обычным делом. Амедео безумно ревновал, а Беатрис давала немало поводов для ревности. Познакомились они в 1914 году, а в конце 1915 года Беатрис попросту сбежала. Но встреча с главной женщиной в его жизни была впереди.

Модильяни особенно знаменит своими прекрасными ню. При этом он написал около 20 портретов Жанны Эбютерн и ни разу не изобразил ее обнаженной. Они встретились в феврале 1917-го. Ему было 33 года, ей — 19. Жанна — художница, и очень неплохая. Она училась в школе при Академии Коларосси.

Родители девушки были категорически против Модильяни. Вопреки надеждам окружающих, отношения с Жанной не изменили его. Он по-прежнему беспробудно пил, употреблял наркотики, всегда был без денег — даже когда его покровителю Леопольду Зборовскому удавалось что-то продать, Модильяни немедленно приглашал кого-то из приятелей и пропивал гонорар. К тому же, есть большие сомнения насчет его верности Жанне и нет сомнений по поводу грубого обращения — свидетельства современников совпадают в этом. И всё же — в этих отношениях была нежность, которую ранее он не проявлял ни к кому. Зачастую они просто бродили или сидели на лавочке или в кафе, очень тесно прижавшись друг к другу, словно стремясь раствориться в своей любви и не возвращаться в жестокий мир.

Когда Жанна забеременела, Модильяни признал ребенка. У них родилась дочь. А когда он узнал о второй беременности подруги, то даже собрался на ней жениться. Но сделать это так и не смог. 24 января 1920 года в больнице для бедных Модильяни умер от туберкулезного менингита. Жанна Эбютерн, бывшая на 9 месяце беременности, в палате не плакала. А приехав к родителям, под утро следующего дня выбросилась из окна 6 этажа. Их дочь Джованну впоследствии удочерила сестра Модильяни.

В день похорон Модильяни проводить его в последний путь, кажется, вышел весь Монпарнас. Еще несколько дней назад над ним насмехались и гнали его отовсюду. А теперь цены на его картины стремительно росли — в буквальном смысле с каждым шагом шествовавших за гробом…

 

 

 

 

 

 



Комментарий дает Нефхчухт Ультраразумный Бог Нефхчухт:

 

Амедио Модильяни был контактантом негативного плана. С ним работали служки высокого ранга из Отсека энергий художеств планеты Адонатамус.

Амедио Модильяни нес родовую карму, имел энергетику отрицательного знака. Для отработки кармы ему даны были Космосом контактные связи с высоким уровнем служек Люцифера.

Они помогали контактанту создавать картины, вносили в мозг сюжеты для написания художественных полотен. Картины были своеобразными, художник носил в них и элементы своей фантазии.


Амедио Модильяни отработал карму полностью. Душа после ухода из физического тела была направлена в Преддверие Тетеи,
а затем в Отсек энергий художеств в Доме Бога Отца.

В настоящее время Душа Амедио Модильяни проживает в Отсеке энергий художеств в Доме Бога Отца, где продолжает совершенствоваться.