<<< назад

Анри де Тулуз-Лотрек

Анри Мари Раймон де Тулуз-Лотрек-Монфа (фр. Henri Marie Raymond de Toulouse-Lautrec Monfa, 24 ноября 1864, Альби — 9 сентября 1901, замок Мальроме, Жиронда) — французский художник-постимпрессионист, граф и богатый наследник, любитель абсента, кабаре и притонов. Образ Анри де Тулуз-Лотрека окружает такое количество легенд и домыслов, что часто биографы тратят сотни страниц на их развенчание. Взамен же предлагают жалкие оправдания гению: был алкоголиком, потому что калека, жил в публичных домах, потому что карлик, и художником, в конце концов, стал потому, что был ужасен собою.







Особенности творчества художника Анри де Тулуз-Лотрека: художественный мир работ Тулуз-Лотрека, замкнутый, тесный, многолюдный, шумный, циничный, печальный и страстный, узнается безошибочно. Монмартрские звезды, певцы уличных песенок, танцовщицы кабаре, клоунессы, артисты цирка, проститутки, швеи, прачки, рыжие и белокожие. Тулуз-Лотрек, под влиянием японской гравюры, увлекается литографией — и создает рекламные плакаты для увеселительных заведений, впервые в западной истории доводя этот жанр до уровня произведения искусства. Артисты, для которых Лотрек рисовал и печатал плакаты, просыпались знаменитыми после ночной расклейки афиш в Париже. Проститутки из лучших домов терпимости носили цветы ему в мастерскую и позволяли рисовать себя в любое время дня и ночи — спящими, задумчивыми, скучающими в ожидании клиентов, играющими в лесбийские игры, нежными и вызывающими. Он был их принцем из сказки и устраивал завтраки с дорогим вином и сладостями. Он любил женщин с рыжими волосами и высоких крепких мужчин. Художника смешило, когда рядом с ним по парижским улицам прогуливался кузен сантиметров на 40 выше него. Судьбу Анри де Тулуз-Лотрека, наследника богатого аристократического рода, определило тело и потому он везде искал телесность как проявление сущности человека. И находил.

Анри де Тулуз-Лотрек на протяжении всей жизни был близок с матерью, которая стала главным человеком в его жизни, особенно после трагичных случаев, подорвавших здоровье художника. В возрасте 13 лет, в мае 1878 г. Анри, вставая с кресла, ломает шейку бедра левой ноги. В августе 1879 г. Тулуз-Лотрек падает в канаву и получает перелом шейки бедра правой ноги. После этого случая ноги прекратили расти и оставались длиной 70 см на протяжении всей жизни художника. Скорее всего, кости медленно срастались и рост конечностей остановился по причине наследственного заболевания — бабушки Анри приходились друг другу сёстрами.

Физический дефект лишил Анри де Тулуз-Лотрека возможности заниматься подобающими его возрасту занятиями. Семья с трудом перенесла несчастье — Анри, единственному сыну в знатном аристократическом роду, был преграждён путь в военные, также он не мог присутствовать на балах и выезжать на охоту. Помимо того, вероятность того, что Тулуз-Лотрек найдёт себе достойную пару и сможет продолжить род, сильно уменьшилась. Свой маленький рост художник компенсировал потрясающим чувством юмора: Тулуз-Лотрек был приятным собеседником, а говоря о своём недуге, часто прибегал к самоиронии.

Тулуз-Лотрек говорил, что если бы не травмы, он бы с удовольствием стал хирургом или спортсменом. В его студии была поставлена машина для гребли, на которой Анри де Тулуз-Лотрек любил упражняться. В любви ему не везло, низкий рост (152 см) и внешность инвалида вызывали насмешки, все его серьёзные романы заканчивались неудачно. Тулуз-Лотрек был известным ценителем алкоголя, он популяризовал коктейли. Лотреку приписывают изобретение коктейля «Землетрясение», в котором коньяк пополам смешивается с абсентом, хотя такая смесь была известна и до Лотрека. Лотреку оставалось жить несколько месяцев, он приехал умирать к матери, графине Адель, после дорогого сумасшедшего дома для богатых, после приступов белой горячки, паралича и полного отчаянья. 37-летний художник тогда уже практически не мог писать, садился отдыхать после каждого мазка. «Живопись не сделала мои ноги длиннее», — мрачно заявлял он. Да, все было с точностью до наоборот: это короткие ноги сделали живопись Лотрека уникальной и открыли новый взгляд на внешнюю привлекательность в искусстве.

Маленький Анри был блестящим учеником, во многих дисциплинах занимал первые места в школьных рейтингах, хотя из-за болезней и длительных реабилитаций на южных курортах часто пропускал по полгода занятий. Потомок избалованных, взбалмошных, изнеженных аристократов, Анри наверняка успешно прожигал бы жизнь и деньги на охоте, балах и скачках, если бы вырос высоким красавцем. Но наследственная болезнь, хрупкие кости, переломы ног, приводившие к изматывающим процедурам и месяцам неподвижности, заставили мальчика искать другие источники радости. Рисунок уже тогда подростку Анри давал внутренние силы и ощущение полноты жизни.

Огромное количество женских портретов кисти Лотрека — это портреты их ног. Безумный, бесстыдный, бешено популярный, страстный канкан тому способствовал, конечно. На афишах и живописных портретах Тулуз-Лотрека именно женские ноги часто задают динамику, прочерчивают композицию, ведут за собой взгляд зрителя. Разочарованный отец не мог сделать сыну большего подарка — он нашел ему глухонемого учителя рисования. Анималист Рене Пренсто был глух от рождения, но при этом получил высшее образование, занимался гимнастикой, ходил на балы и с успехом выставлялся в Салоне. Он научился говорить и читать по губам речь собеседника — потрясающий пример для отчаявшегося подростка, методично вычеркивающего из своей воображаемой взрослой жизни семью, любовь, детей, удовольствия и славу.


Уроки по анатомии лошади или собаки в мастерской Пренсто Лотрек усвоил так же хорошо, как и уроки жизнелюбия и силы воли. Позже он с радостью обнаружит плаванье как единственный доступный вид спорта, он купит однажды гимнастический тренажер и в промежутках между рисованием будет наслаждаться возможностями своего тела. Лотрек всю жизнь считал себя художником-любителем, сравнивая свои работы с картинами Дега и Ван Гога. При том, что признание и слава приходили к художнику быстрее и проще, чем к его кумирам. Он принимал участие в Бельгийских выставках «Группы двадцати», в художественной выставке «Салон ста» в Париже, каждый год в течение 8 лет присылал живописные картины на Салон независимых, первым начал рисовать такие плакаты, которые парижане по ночам срывали со стен и коллекционировали. Лотрек терпеть не мог, когда на портрете были небрежно прописаны руки человека. Он был уверен, что руки часто скажут больше, чем лицо. На пианистов и хирургов он смотрел с восторгом и благоговением, а черные перчатки на руках знаменитой певицы Иветт Гильбер стали благодаря Лотреку ее визитной карточкой. Он умел это — найти нужную деталь и создать медийный образ, который начинал жить отдельно от своего настоящего прототипа. Красные чулки королевы Мулен Руж, главной танцовщицы канкана Ла Гулю! Красный шарф и широкополая шляпа Аристида Брюана, владельца кабаре «Мирлитон»! Строгие платья и шляпки самой целомудренной и образованной танцовщицы Джейн Авриль!

Когда Анри перебрался жить на Монмартр, в сердце парижской богемной жизни, возмущенные родители на несколько лет лишили его содержания. Но с деньгами или без них, Тулуз-Лотрек всегда находил крышу над головой и повод выпить. Он был своим человеком во всех знаменитых увеселительных заведениях — хозяева кабаре по несколько месяцев кормили и поили его бесплатно за подаренную заведению новую картину. И его абсолютно устраивал такой бартер. Друзья, которые давно знали и любили Анри, переставали замечать его внешнюю особость. Им было странно и досадно, когда какой-нибудь задиристый щеголь посмеивался или пялился на художника. Да он и сам мог врезать пощечину или забористо обругать человека, в глазах которого видел насмешку.

На самом деле, стоило с Лотреком сойтись поближе — и всякие границы и необходимость в жалости исчезали. Его глаза были устроены его телом. Он рисовал самые остроумные карикатуры на себя самого и завел собаку, толстенького кривоногого бульдога, в котором даже самые заботливые друзья обнаруживали сходство с хозяином. Когда еще ни в одном самом цивилизованном обществе не принимали всерьез равенство и не задумывались о правах падших, о возможностях инвалидов, Лотрек уже видел их равными себе: проституток, лесбиянок, пьяниц, безумцев и нищих художников.

 

 

 

 

 



Комментарий дает Нефхчухт Ультраразумный Бог Нефхчухт:

 

Анри де Тулуз-Лотрек был контактантом негативного плана. С ним работали служки высокого уровня с планеты Адонатамус.

Вся творческая деятельность Тулуз-Лотрека имеет оттенки родовой кармы. В художественных полотнах прослеживаются элементы пессимизма, неудовлетворенностью жизнью, иногда – печаль и тоска. Но есть полотна и утверждающего характера, но их значительно меньше. Если рассматривать в целом художественное творчество контактанта, то можно сказать, что задача, возложенная Космосом на него, была достаточно выполнена.

Душа после ухода из физического тела была направлена в Отсек художников на планете Адонатамус. В настоящее время пребывает в данном Отсеке, заполняется энергиями Отсека.